Ранее развитие: польза и вред

С рождением ребенка родители, особенно мамы, испытывают колоссальное давление со стороны родственников и знакомых, которые начинают сравнивать развитие малыша с соседями, братьями, сестрами и т.д. Неудивительно, что во многих родителях зарождается дух соперничества. В наше время стали особенно популярны методики так называемого «раннего развития», с помощью которых каждый родитель может попытаться сделать из своего ребенка маленького гения. Но существует и другая категория мам и пап, которые придерживаются мнения, что раннее развитие больше вредит, чем приносит пользы. Давайте разберемся, как обстоят дела на самом деле.

раннее развитие

Прежде всего, стоит разобраться в терминологии. Под ранним развитием имеется в виду раннее обучение, когда ребенок не просто познает мир, а получает какие-то знания и умения, которые не соответствуют его возрасту, например, чтение в три года. Для этого существуют разнообразные методики, например, карточки Домана или кубики Зайцева. Если родитель просто стимулирует малыша самостоятельно познавать мир, то речь идет о раннем развитии. Ничего плохого в этом явно нет. А если мама с рождения показывает малышу карточки с буквами, то это можно назвать ранним обучением. Именно о нем и пойдет сегодня речь.

Польза раннего обучения

раннее развитие2

Не секрет, что максимальное количество информации мозг ребенка способен воспринять до шести лет. После своего рождения ребенок буквально учится жить и впитывает как губка гигантское количество информации. И ученые давно доказали, что чем более насыщенная обстановка окружает ребенка, тем более он адаптирован потом к взрослой жизни. Поэтому задача родителей – максимально разнообразить жизнь своего ребенка и простимулировать его познавать мир вокруг себя. Чем и занимается любой любящий родитель. Другой вопрос: а стоит ли торопить события и давать ребенку ту информацию, которую мозг усвоить еще не готов? Давайте рассмотрим основные плюсы раннего обучения:

  • обучающие программы вносят разнообразие в окружающую обстановку. Многие из нас живут в больших городах, где окружает один и тот же мир, ограничивающийся квартирой и парой соседних дворов. Разнообразные кубики и карточки, несомненно, вызовут интерес у ребенка.
  • До трех лет в мозгу ребенка формируются нейронные связи, поэтому именно в этом возрасте ребенок может усвоить максимальное количество информации. И именно это позволяет ему научиться и в дальнейшем усваивать большое количество информации.
  • Методики развития имеют свой уже составленный план занятий с заранее составленными заданиями. Это является плюсом, прежде всего, для мамы, т.к. не нужно ничего придумывать.

Вред раннего обучения

раннее развитие3

Как бы ни отстаивали сторонники раннего обучения его необходимость, вред от такого подхода к воспитанию ребенка определенно существует. Рассмотрим основные отрицательные моменты:

  • Перегрузка ЦНС – основной минус методик раннего обучения. Впитывая такое большое количество информации, мозг ребенка просто может не справиться. Это чревато нервными срывами, бессонницей, головными болями, заиканием, недержанием мочи и многими другими нарушениями.
  • Дети вырастают «тепличными». При раннем обучении не создаются условия для самостоятельного познания ребенком окружающего мира, из-за чего ребенок может вырасти эрудированным, но совершенно не приспособленным к решению бытовых вопросов.
  • Снижение пластичности мозга. Мозг человека устроен так, что в определенном возрасте мозг должен усваивать определенную информация. То есть сначала развиваются отделы, отвечающие за процессы жизнедеятельности, потом зоны, отвечающие за движение, потом – за эмоции. В конце – за абстрактные понятия. Если с самого начала нагружать мозг информацией, которую он еще просто не способен правильно обработать, то он задействует все свои возможные ресурсы. Это приводит к снижению пластичности мозга, из-за чего в дальнейшем человек не может достичь высокого уровня интеллекта.
  • Развитие интеллектуальное замедляет рост развития физического и эмоционального. Это вытекает из того, что задействуются те доли мозга, которые должны выполнять другие задачи. То есть ресурсов для развития других навыков просто не остается. Например, малыш может прекрасно знать алфавит на трех языках, но при этом не контролирует процессы мочеиспускания и дефекации.

Учить или не учить

Естественно, выбирать свой собственный путь воспитания должен каждый родитель самостоятельно. Но врачи настоятельно рекомендуют принять взвешенное решение. Ведь, как показывает практика, к школьному возрасту все дети достигают примерно одинакового уровня развития, даже те, с которыми усердно занимались с рождения. И делать это только ради того, чтобы удовлетворить свое желание во всем быть лидером явно не стоит.

Источники фотографий: www.dglmercury.com, medaboutme.ru, mixoftips.com.