1 год

Вашему малышу уже один год! Это уже более самостоятельная личность со своими желаниями, привычками и характером. Малыш уже меньше спит. Больше времени проводится в играх и в активном познании мира. Малыш понимает, что происходит вокруг него больше, чем может сделать что-то физически. Начинается процесс осознания своего собственного «Я».

Календарь развития ребенка. 1 год.

Ваш Ребенок в 1 год умеет:

  • самостоятельно встаёт и старается ходить без помощи посторонних, обходя столы, стулья, габаритные предметы;
  • может держаться за руку взрослого и некоторое время ходить так вместе;
  • карабкается на диван и наступает на невысокие ступени, но только вверх;
  • навыки владения ложкой и чашкой становится более точными и скоординированными;
  • даёт понять, что хочет сесть на горшок;
  • мимикой, жестами указывает на нелюбимую пищу;
  • может называть родителей — «мама», «папа»;
  • может имитировать какие-то гимнастические упражнения, жесты, танцы, глядя на взрослых;
  • гуляние на улице уже более активное. Ребенок может играть с игрушками в песочнице, копать лёгкий снежок;
  • словарный запас может колебаться от одного-пяти до десяти слов;
  • поведение ребёнка зависит от того, с кем он общается.

Игры в 1 год:

  • гуляя на улице, рассказывайте малышу обо всём, что его окружает;
  • можете дать малышу в руки листочек (снег, камушек, одуванчик), чтобы он его ощутил;
  • кушая или одеваясь для прогулки на улицу, задавайте малышу наводящие вопросы: «Что ты сейчас будешь кушать?», «Что ты оденешь на ножки?», «Где лежит твоя футболка?», «Чем ты моешь ручки?» и т.д., ребенок должен показать ответ на вопрос;
  • продемонстрируйте, как следует играть с новой игрушкой и при дальнейшей инициативе ребенка, позвольте ему манипулировать игрушкой, как он посчитает нужным;
  • за веревочку пусть покатает за собой машинку или специальную погремушку на колесах;
  • покажите ребенку, как из одной миски можно пересыпать в другую крупу, пусть так же попробует сам это сделать;
  • с импровизированной горки покатите игрушки, шарики, мячи, кубики и пр.;
  • учится толкать машинку, шарик или мячик, чтобы он катился;
  • пора начинать показывать малышу картинки с изображением цифр и количеством предметов, их обозначающих;
  • любит играть со взрослым в сочетание цветов, группировке фигур. Предложите найти среди множества предметов такой же;
  • показывает один пальчик отвечая на вопрос сколько лет;
  • указательным пальцем может указать на нужный ему предмет;
  • играет с новыми игрушками или картинками с изображением животных. Взрослым желательно предварительно рассказать о них и описывать их, играя с ними;
  • может копировать, как взрослые моют полы или вытирают стол;
  • обращает внимание на мелкие детали игрушки;
  • может поставить друг на друга три больших кубика;

Советы родителям для годовалого ребенка

С повышающейся двигательной активностью растёт и травматизм ребенка. Малыш не смотрит под ноги и не соотносит свою скорость с приближением к углу или косяку квартиры. При падении взрослым не стоит делать вселенскую трагедию и вскрикивать от ужаса. Нужно постараться сохранить самообладание и спокойным голосом произнести примерно следующее: «Ты разве упал? И совсем не больно». Конечно же, нужно подойти к ребенку и нежно осмотреть место ушиба, обработать его если потребуется. Не стоит при ребенке поднимать скандал и повышать голос на других, что кто-то не досмотрел. Малыш сам в последующем будет меньше плакать при аналогичной ситуации и постепенно усвоит логическую связь между своей степенью активности и её последствиями при взаимодействии с предметами быта.

В этот период активно закладывается способность к речи и языковое общение со взрослым становится основной регуляцией действий и поведения ребенка. Т.е. уже процесс воспитания переходит на новый уровень, через словесные указания со стороны взрослых.

Малышу следует разъяснить, возможно ни один раз, почему вы запрещаете ему что-то. И если вы уже что-то запретили или разрешили ему, то впредь вам не следует менять своего решения по тому или иному вопросу. Запрет должен быть основан на логике, а не вашем плохом настроении.

Если в комнате бесконечный игрушечный бардак, не сердитесь и не нервничайте. Приучать к порядку бессмысленно и в принципе – вредно, т.к. это может погасить задатки его творческого воображения. Сохраняя чувство меры, не переусердствуйте с «идеальным» порядком. Пусть малыш будет окружен предметами в том варианте, в каком ему самому удобно с ними играть.

Если ваш малыш к году ещё не произносит ни одного слова, это не повод для переживаний. Главное – не потерять терпение и продолжать заниматься в игровой форме, стараясь не потерять интерес ребенка к этому процессу.

Источник фотографий: babygaga.com