Бить или не бить, вот в чем вопрос?

Если мы с вами заглянем в ближайшее прошлое, то увидим, что физические наказания для детей были делом обычным, и даже всячески поощрялись. Коленями в угол на горох, порка розгами, порка для профилактики… Пожалуй, только Япония и Китай придерживались других методов воспитания и придерживаются до сих пор. Они считают, что ребенок до 5 лет – это маленький император, ему ничего нельзя запрещать, нельзя ругать и наказывать. Вопреки расхожему мнению, они не вырастают в самолюбивых эгоистов. Всем известно, что японцы — умный народ с богатейшими культурными традициями. На Руси не применялись наказания к детям до 7 лет, считалось, что до 7 лет — он еще совсем маленький, и по христианским традициям, молились за него как за младенца. Зато после 7 лет — применялись ещё как!

бить или не бить

Хорошо, что времена и нравы меняются. Сейчас нам стыдно даже в угол поставить своего ребенка, может, оно и правильно. Но иногда бывают моменты, что без шлепка по мягкому месту просто не обойтись! Всем знакома фраза «Пока не треснешь – не доходит до него». Вы торопитесь, а ребенок капризничает, вам нужно срочно бежать, а ребенок пролил на себя молоко, вы устали, у вас был сложный день, а ребенок не хочет засыпать, вы только вымыли пол, а он разлил на него суп! Кажется, что маленький человечек все делает на зло и специально! Список можно продолжать бесконечно! Мы иногда просто опускаем руки, никто не железный! И ведь когда шлепнешь по попе — ребенок поревет, обидится, но исправится! И мы невольно начинаем думать, что правы те, кто говорит, что через кулак доходит лучше. Что имеем в итоге? Дикое чувство вины. Давайте разбираться.

Почему мы бьём ребенка? Даже не бьём, а шлепаем?

Во-первых, от бессилия. У нас не хватает аргументов, терпения, нужных слов, объяснить ребенку, почему он сделал неправильно, что именно вас раздражает, почему так делать нельзя.

Во-вторых, мы бьем, потому что нас в детстве тоже шлепали. Это было абсолютно нормально. И вы можете возразить, что мы выросли нормальными людьми, не то, что нынешняя молодежь. Но признайтесь себе честно: хотели бы со своими детьми таких же отношений, как у вас с вашими родителями? Кто из нас может называть полноценным другом, мать или отца? Во всех ли ситуациях вы уверены в их поддержке? Это ли не повод задуматься?

В–третьих, потому что ребенок зависит от нас, потому что он слабее нас физически. Представьте ситуацию: вы спорите с другом или коллегой по работе, и когда друг или начальник не соглашается — вы бьёте. Трудно такое представить в реальной жизни. А ведь ребенок — такой же человек, он чище нас, добрее и в чем-то мудрее.

Как исправить?

Дать себе установку больше не бить вашу кроху и, обязательно попросите прощения. Когда вы остынете, спокойно поговорите с ребёнком, что в той ситуации вы просто не знали, как повлиять на него, не знали, как остановить, и поэтому вам пришлось поступить именно так. Но при таких разговорах не стоит прикрываться фразой «Я тебя люблю». Иначе у ребенка четко сформируется образ того, что «бьёт, значит любит» – это нормально. Каждый раз, когда вы хотите ударить ребёнка – бейте себя по коленке, руке, обычно, все желание сразу пропадает. Лучше просто оттащить, насильно увести, но не шлёпать.

бить или не бить (1)

За что категорически нельзя бить детей?

За познавательный интерес, например, когда с прогулки возвращается комок грязи, а вы ему высказываете претензии за испачканный комбинезон. Почему испачкался? Измерял глубину лужи. Или, если ребенок изучает свои половые органы. Для него это такая же часть тела, как рука или нога, а мама шлепает, за то, что он изучает, как там все устроено. Это рождает непонимание, обиду, страх. За естественные чувства: чувства страха, обиды, ревности, например, когда старший ребенок пакостит младшему, потому что боится, что мама его любит больше. У любого следствия есть причина, если захотеть, во всем можно детально разобраться. Самое главное – уважать в своем ребенке человека, общаться с ним на равных. А иногда и прислушиваться к его советам. Устами младенца, как говорится.
Кстати, исследования американских ученых показали, что дети, которых наказывали физически, намного отстают в развитии от своих сверстников, к которым подобные наказания не применялись. Есть даже версия, что дети, которых били в детстве, чаще других страдают от заболеваний сердца и онкологии.

бить или не бить (2)

Посмотрите на свою ладонь: она создана для того, чтобы гладить, а не бить. Ищите альтернативные способы воздействия на свое чадо: наказание молчанием, игнорирование. Если дело совсем плохо, можно лишить любимого лакомства, или отказать в каком-нибудь развлечении.